Главная | Автоюрист | Регламентирование деятельности органов предварительного следствия

Тема 6. Органы предварительного расследования

Введение к работе Актуальность темы диссертационного исследования. Происходящая в России демократизация политической и экономической системы, создание основ правового государства и гражданского общества вызывает необходимость коренной реорганизации форм и методов деятельности всех правовых институтов. В развитом, гражданском обществе повышается роль права и правового регулирования, как средств обеспечения развития и защиты общественных отношений, прав и свобод человека и гражданина, юридических средств борьбы с преступностью.

Актуальность изучения вопросов правового регулирования обусловлена необходимостью целостного, углубленного исследования процессов возникновения и развития новой уголовно-процессуальной политики Российской Федерации. Такое исследование приобретает особое значение в условиях проводимых в последнее время в России динамичных общественно-политических преобразований. В основе правовой реформы лежит признание необходимости проведения на демократических началах судебно-правовой реформы.

Судебно-правовая реформа, проходящая в нашем государстве, говорит об укреплении законности и правопорядка во всех сферах общественной жизни. Новые законы, прошедшие тщательное исследование, позволяют точнее регулировать различные стороны общественных отношений. Именно поэтому проблема правового регулирования общественных отношений в правоведении относится к одной из центральных. Такое же значение она имеет в науке уголовного процесса. Совершенствование правового регулирования уголовно процессуальной деятельности необходимо для того, чтобы привести ее в полное соответствие с международными стандартами и Конституцией Российской Федерации.

Важнейшее место в этом процессе занимает совершенствование деятельности органов предварительного следствия - органов, которые как никакие другие, стоят на переднем фронте борьбы с преступностью. Именно от их деятельности в большей степени зависит дальнейшее разрешение уголовного дела по существу. Уголовно-процессуальное право создает необходимые условия для успешного расследования, раскрытия преступлений, изобличения виновных, правильного применения наказания, недопущения привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных и, тем самым, обеспечивает охрану прав человека и гражданина.

Этим обеспечивается утверждение начал законности в деятельности органов предварительного следствия. Исследование теоретических проблем правового регулирования в различных типах уголовного процесса приобретает особую актуальность в рамках подготовки Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом общепризнанных норм международного права и Конституции Российской Федерации сущность реформы российского уголовного процесса состоит в преобразовании его типа, укреплении в нем состязательных начал и освобождении его от инквизиционных свойств. В целом по данной проблеме существуют научные разработки, но применительно к деятельности предварительного следствия нет монографических исследований, и поэтому интерес исследователя к аспектам рассматриваемой проблемы представляется логически обоснованным, естественным и закономерным.

Пока существуют преступления, будет необходимость вести борьбу с ними, что, в свою очередь, вызывает и необходимость в правовом регулировании предварительного следствия. К тому же исследование этих проблем носит непреходящий характер, является актуальным не только для настоящего, но и для будущего.

Выбор темы диссертационного исследования обусловлен не только ее актуальностью, но и не достаточной разработанностью вопросов правового регулирования в научной литературе вообще, и вопросов правового регулирования деятельности органов предварительного следствия, в частности. В области теории права правовым регулированием занимались С. В сфере уголовного судопроизводства проблемы правового регулирования привлекали внимание многих ученых-процессуалистов.

История органов следствия

Наиболее крупная и широко известная диссертационная работа на данную тему Л. Зуся "Правовое регулирование, его механизм в сфере уголовного судопроизводства" г. Милицина "Предмет регулирования советского уголовно-процессуального права" г. Проблемы процессуального регулирования применительно к состязательности затрагивались в работах К.

Метод уголовно-процессуального регулирования деятельности органов предварительного следствия

Вместе с тем среди исследований практически отсутствуют те, которые бы специально рассматривали правовое регулирование деятельности предварительного следствия. Теоретические аспекты данной проблемы освещены фрагментарно, вопросы уголовно-процессуального регулирования рассмотрены лишь в связи с другими темами. Стремясь восполнить данный пробел, диссертант предлагает исследовать правовое регулирование деятельности предварительного следствия в свете современных изменений уголовного судопроизводства.

регламентирование деятельности органов предварительного следствия могли

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления предварительного следствия в свете современных изменений уголовного судопроизводства. Предметом исследования выступают понятие, сущность и проблемы правового регулирования деятельности предварительного следствия. Цель и основные задачи исследования.

Понятие расследования

Целью диссертационной работы явилось комплексное исследование основных направлений и тенденций правотворческой деятельности государства и правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов в сфере правового регулирования деятельности органов предварительного следствия в свете современных изменений уголовного судопроизводства на основе изучения и анализа данных, накопленных в этой области отечественной наукой.

А также выдвижение и обоснование ряда предложений по совершенствованию практики расследования преступлений, разработка рекомендаций и законодателю и правоприменителю. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: Методологической базой исследования является диалектический метод научного познания. В ходе исследования применялись логический, историко-правовой, сравнительно-правовой методы, методы конкретно-социологического исследования, а также методики обобщения документов и статистических данных.

Удивительно, но факт! Учёт уголовных дел, необходимый для отслеживания их движения в процессе расследования, осуществляется на основании карточек на выявленное преступление и карточки о движении уголовного дела, заполняемых прокурором, следователем или органом дознания немедленно после принятия по делу процессуального решения. Разновидностью первой формы являются нормы, получившие признание и закрепление на международном уровне.

В работе использовались труды специалистов по философии, теории государства и права, судоустройству, прокурорскому надзору, гражданскому и уголовному процессам, а также криминалистике и теории оперативно-розыскной деятельности. Нормативную базу исследования составляют нормы международного права в области правоохранительной деятельности, Конституции Российской Федерации, действующего уголовно-процессуального и уголовного законодательства России, федеральных законов Российской Федерации, регулирующих правоохранительную деятельность.

В работе использованы положения решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также ведомственные нормативно-правовые акты. Эмпирическую базу исследования составляют результаты анкетирования лиц, осуществляющих предварительное следствие в органах внутренних дел и прокуратуре Калининграда и Калининградской области. Диссертантом изучено более уголовных дел, расследование которых производилось органами предварительного следствия, а результаты изучения используются в диссертационном исследовании.

В работе использованы обобщения практики МВД России, а также опубликованные социологические данные, анализ статистических данных о состоянии преступности и результатах борьбы с ней в Российской Федерации, Калининграде и Калининградской области. При подготовке диссертации использовался личный опыт работы автора в органах внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений.

Научная новизна исследования определяется темой исследования, комплексным подходом к ее изучению. Работа представляет собой логически завершенное монографическое исследование теоретико-методологических и прикладных аспектов правового регулирования деятельности органов предварительного следствия. К новым результатам можно отнести уточнение понятия и содержания деятельности органов предварительного следствия и формы правового регулирования; выделение методов правового регулирования деятельности органов предварительного следствия; предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства.

Основные положения, выносимые на защиту: Метод уголовно-процессуального регулирования и вид уголовного процесса взаимосвязаны, а поэтому в зависимости от вида уголовного процесса выбирается метод регулирования, подходящий к этому виду. Регулирование деятельности органов предварительного следствия в условиях построения состязательного процесса в России должно осуществляться методом, включающим в себя состязательные начала.

В условиях построения состязательного процесса в УПК РФ следует предусмотреть случаи предоставления возможности потерпевшему бесплатного адвоката - защитника для уравнивания его прав с правами обвиняемого подозреваемого. В процессуальном законе следует наделить следователя правом обжаловать в суд следующие указания прокурора и начальника следственного отдела: Закрепить в уголовно-процессуальном законодательстве правило о том, что полученные до возбуждения уголовного дела объяснения могут рассматриваться как доказательства иные документы на основе их оценки органом, ведущим дело следователем.

Наделить участника следственно-оперативной группы правом производства неотложных следственных действий без письменного поручения следователя. Следователь должен иметь право на ознакомление с оперативно-служебными документами, касающимися результатов оперативно-розыскных мероприятий по находящемуся в его производстве уголовному делу, но с определенными ограничениями, указанными в Федеральном законе Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности". Теоретическая значимость работы исследования заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты и основанные на них теоретические выводы и предложения пополняют потенциал науки уголовного процесса и могут повлиять на процесс видоизменения и совершенствования отдельных норм и положений действующего уголовно-процессуального законодательства, регулирующих предварительное следствие.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в диссертации сформулированы предложения по реформированию уголовно-процессуального законодательства в интересах совершенствования уголовно-процессуальной деятельности, повышения эффективности работы следователя. Отправные положения диссертационного исследования могут служить базой, для дальнейшей научной разработки названной и проблематики, а также использоваться при написании учебных и методических пособий, в учебном процессе при изучении уголовного процесса студентами и аспирантами в высших учебных заведениях юридической направленности.

Диссертация подготовлена на кафедре уголовного процесса Санкт-петербургского университета МВД России, на которой осуществлялось ее обсуждение. Основные положения работы изложены в выступлениях и тезисах к докладам на международных и российских научно-практических конференциях: По теме диссертации автором опубликовано шесть статей общим объемом 0,95 п. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

Удивительно, но факт! Удельный вес уголовных дел, оконченных следственными подразделениями: Их соблюдение очень важно, поскольку документы первичного учёта являются исходным материалом для составления официальной статистической отчётности как первой и основной формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы с преступностью.

Основные понятия, определяющие уголовно-процессуальное регулирование деятельности органов предварительного следствия В условиях проводимой в нашей стране судебно-правовой реформы и обновления законодательства особое значение приобретают исследования коренных проблем уголовного-судопроизводства, решение которых применительно к более конкретным вопросам имеет методологический, определяющий характер. К их числу, несомненно, относится проблема уголовно-процессуального регулирования деятельности органов предварительного следствия и его механизма, уяснение которой позволит увидеть пробелы в правовом регулировании, помочь в разработке научных концепций и создании кодифицированных нормативных актов.

Человеческое общество вообще характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей. В целях достижения такого согласия осуществляется социальное регулирование, то есть целенаправленное воздействие на поведение людей.

На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие. К средствам социального регулирования относятся, прежде всего, социальные нормы: Но норма - хотя и основное, далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: Автор не случайно стал рассматривать вопросы общеправового характера, поскольку "кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы"3.

Русинов, -важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права системы правовых норм , других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития". В теории государства и права правовое регулирование понимается как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и другие.

Роль и значение правового регулирования состоит в совокупности средств и способов реализации позитивного права. Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения позволяет перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.

Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью понять регулятивную роль законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, других правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии. Исходя из этого, можно сформировать следующее определение. Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств. Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Основная цель уголовного процесса - это соблюдение законности в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, а задачи уголовного процесса - это быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, правильное применение закона - с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был наказан и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден ст.

В ряде случаев цели и задачи совпадают. При этом каждая последующая задача имеет своей целью решение предыдущей задачи. Так, для достижения цели изобличения виновных необходимо решить задачу быстрого и полного раскрытия преступления, что в свою очередь позволяет обеспечить правильное применение закона для определения наиболее справедливой меры наказания при наличии к тому оснований. Обобщив все сказанное выше, можно сформулировать следующее определение. Уголовно-процессуальное регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью уголовно-процессуального закона и других законов, регулирующих уголовно-процессуальную деятельность.

В основные понятия, определяющие уголовно-процессуальное регулирование, входит предмет. Определение предмета уголовно-процессуального регулирования поможет определить ту область общественных отношений, которую регулирует уголовно-процессуальное право. Метод уголовно-процессуального регулирования деятельности органов предварительного следствия Уголовный процесс представляет собой протекающую в рамках уголовно-процессуальных отношений деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел, а также деятельность иных субъектов, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства в целях защиты своих прав и законных интересов, и содействия достижению его задач.

кратчайший регламентирование деятельности органов предварительного следствия тебе-то станет

Направленный на установление наличия или отсутствия оснований уголовной ответственности, он является средством реализации норм уголовного права и относится к видам государственной деятельности, в наибольшей степени связанным с вторжением в сферу конституционных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому обуславливается необходимость детального правового регулирования составляющих содержание уголовного процесса уголовно-процессуальных отношений и протекающей в их рамках уголовно-процессуальной деятельности.

Являясь одной из отраслей российского права, уголовно- процессуальное право регулирует общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства и оказывает юридическое воздействие на поведение субъектов уголовного процесса. Как и в любой другой отрасли права, регулирование общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства осуществляется посредством установления нормами уголовно-процессуального права круга участников уголовно-процессуальных отношений; объекта этих отношений, то есть того, на что направлено поведение их участников; юридических фактов, на основе которых возникают, изменяются или прекращаются уголовно-процессуальные отношения; корреспондирующих друг другу прав и обязанностей, в рамках которых субъекты уголовно-процессуальных отношений взаимодействуют.

Применительно к отраслям права, в которых выражена воля государства, к которым относится и уголовно-процессуальное право, выбор одного из возможных методов правового регулирования обуславливается существующим в соответствующем государстве политическим режимом. Зависимость уголовно-процессуального права от господствующего в государстве политического режима выражается, прежде всего, в применяемом методе правового регулирования уголовно-процессуальных отношений.

Если предмет регулирования уголовно-процессуального права составляют уголовно-процессуальная деятельность и уголовно-процессуальные отношения, то, в свою очередь, метод уголовно-процессуального права - это система способов юридического воздействия на поведение участников уголовно-процессуальных отношений.


Читайте также:

  • Где взять ипотеку форум
  • Сроки подачи иска в суд о возмещении ущерба в результате дтп
  • Что спрашивают психологи при поступлении в мвд
  • Возрастные ограничения на ипотеку
  • Нет взяткам на дороге