Главная | Земельные вопросы | Задачи и содержание работы по формированию морфологического строя речи детей

Доклад: Формирование грамматической стороны речи: морфологический уровень

Задания для расширения и углубления знаний по теме. Некоторые вопросы обучения детей лет грамматически правильной речи. Методика формирования морфологических навыков.

Читать ONLINE Формирование морфологической стороны речи у детей средней группы ДОУ

Младший дошкольный возраст К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвертом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения.

В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки. Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций. Это могут быть занятия по обогащению словаря, где одновременно решается и задача формирования грамматического строя речи. Воспитатель определяет, какая программная задача является основной: Так, при закреплении наименований животных и их детенышей можно упражнять детей в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей: При построении занятий надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений.

В методике следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также неоднократные упражнения с целью закрепления навыков. Занятия в младших группах по большей части проводятся с игрушками. Игрушка дает возможность производить разнообразные изменения: В процессе этих изменений ребенку приходиться соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы языка.

Вначале детям предлагают усадить куклу за стол, около стола. Затем воспитатель меняет местоположения куклы, а дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол. К детям пришла кукла Маша. Она хочет поиграть с ними в прятки. Маша прячется под стол. Сначала воспитатель уточняет название игрушек, представленных в количестве от двух до пяти: Затем прячет под салфетку одну из групп игрушек, например, кубики и спрашивает: В ходе игры дети достают игрушки по одной и отвечают на вопросы: В гости к детям приходит заяц с мешком.

Что же у него в мешке. Затем зайка достает другие предметы. Средний дошкольный возраст В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению. Следует учить детей правильно изменять трудные для них слова. На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения. Он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.

Программное содержание и методика организации занятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций Девочка пошла в лес. В лесу она встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с медвежатами. Повышаются требования к детям: В средней группе продолжается формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.

Цель — употребление существительных во множественном числе в родительном падеже. Эту же игру можно использовать для усвоения категории винительного падежа. Гости дарят кукле подарки. А как можно сказать про девочку? А как можно сказать про полотенце? А как можно сказать про дерево? Более сложное задание — подбор к прилагательному существительного в определенной грамматической форме. Про что еще можно сказать красный? Про что еще можно сказать голубое? Про что еще можно сказать синяя?

Рассматриваются овощи или фрукты, лежащие на подносе: Какая она7 Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Красное, большое, круглое, сладкое, вкусное. Учить детей правильно использовать несклоняемые существительные можно, рассматривая картинки из альбома О. Куда девочка вешает пальто? Какое пальто у тебя7 и т. В гости к детям приходит медвежонок, он умеет выполнять просьбы, только надо его правильно попросить: Мишка ложиться лишь в том случае, если слово сказано грамматически правильно.

Удивительно, но факт! В среднем дошкольном возрасте основное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи:

Вы хотите посмотреть как мишка делает гимнастику? Вы хотите помочь мне покормить рыбок? Сережа, как ты думаешь, Оля хочет с тобой играть? Старший дошкольный возраст В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка.

§ 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

К 6 годам дети усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе, падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения. Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить.

Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: В обучении используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения. По-прежнему используется образец грамматической формы. Примеры игр и игровых упражнений Для усвоения родовой принадлежности. Картинки разложены на столе изображением вниз.

Формирование у дошкольников грамматического строя речи

Ребенок выбирает одну картинку и называет изображенный на ней предмет. Во второй части игры можно предложить детям отгадать несколько загадок: В третью — про которые говорят одно. Затем они должны разложить картинки на рейки в том же порядке. А у тебя какая? Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже. Какие вещи одевают, когда идут на прогулку?

задачи и содержание работы по формированию морфологического строя речи детей это было

Пальто, туфли, сапоги, колготки, гольфы, носки , рейтузы, брюки, куртку, свитер. Чего ей не хватает? Игры и упражнения на употребление глаголов и причастий. Собака — лает, сторожит дом , рычит, бегает, грызет кости. Кошка — мяукает, мурлыкает, царапается, играет, ловит мышей, лакает молоко. Вопросы для актуализации опорных знаний 1. Какие морфологические навыки формируются у детей в младшем дошкольном возрасте? Каковы усложнения в работе с детьми средней группы? Какие нетипичные грамматические формы вызывают затруднения в усвоении у детей старшего дошкольного возраста?

Педагогические задачи Определите задачи дидактических игр и упражнений с детьми. Задание детям — сосчитать зверей, если их один, два, пять. Детям предлагается назвать действие, которое должен выполнить Мишка от глаголов: Затем одна из картинок убирается и дети должны сказать, кого не стало, кто потерялся?


Читайте также:

  • Изъятия земельного участка под строительство
  • Как ухнать свой лицевой счет в лэск
  • Сделки земельными участками общая характеристика
  • Недвижимое имущество и расчет налога на имущество
  • Споры с соседями земельных участков
  • Земельные вопросы в надеждинском районе